Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ
60, С. 37-43 опубликовано: 10 апреля 2025г. 


РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Вид на Покровскую, Рождественскую церкви и колокольню Рогожского кладбища. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Вид на Покровскую, Рождественскую церкви и колокольню Рогожского кладбища. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

Вид на Покровскую, Рождественскую церкви и колокольню Рогожского кладбища. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Исторический центр старообрядцев-поповцев, с 1846 г.- старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, местонахождение митрополии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Разрешение на основание в 3 верстах за московской Рогожской заставой, между Владимирской и Коломенской дорогами, по пути в с. Рогожи (ныне г. Ногинск Московской обл. (до 1930 Богородск)), старообрядческого кладбища и строительство при нем часовни было дано в связи с эпидемией чумы в Москве в 1771 г. командированным имп. Екатериной II Алексеевной в Москву гр. Г. Г. Орловым (подлинный документ не сохр., более поздние документы датируют Высочайшее соизволение 25 марта 1771). На территории в 24 дес. 2184 кв. саж., отчужденной от гос. крестьян дер. Новоандроновки, ямщиков Рогожской ямской слободы и московского городского выгона, быстро вырос один из крупнейших в России старообрядческих центров. В течение 30 лет было построено 3 храма: кладбищенский - во имя свт. Николы Чудотворца (1776), холодный - в честь Покрова Пресв. Богородицы (архит. И. И. Марченков, 1790-1793), теплый - в честь Рождества Христова (архит. И. Д. Жуков, 1804-1807). Вследствие отсутствия у старообрядцев архиерея храмы не были освящены, литургия могла совершаться только в походных церквах, к-рые устанавливали на амвоне (1-я такая церковь появилась на Р. к. в 1789, ранее причащали запасными Св. Дарами), однако власти неоднократно в 1-й пол. XIX в. пресекали подобные попытки. На Р. к. «беглых» священников принимали через миропомазание (см. в ст. Беглопоповцы). Поскольку запас дониконовского св. мира у старообрядцев почти исчерпался, на Р. к. в 1777 г. свящ. Василий Стефанов совершил «мироварение», что вызвало возмущение мн. беглопоповцев, особенно дьяконовцев в Стародубье (см. в ст. Александр диакон), настаивавших на приеме священников в старообрядчество через отречение от ересей. Для разрешения споров в нояб. 1779 - янв. 1780 г. на Р. к. прошел собор («перемазанский»), на к-ром практика приема священников через миропомазание была подтверждена, но сваренное «миро» собор постановил уничтожить.

Храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1790-1793 гг. Архит. И. И. Марченков. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин
Храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1790-1793 гг. Архит. И. И. Марченков. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин

Храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1790-1793 гг. Архит. И. И. Марченков. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин

Вокруг храмового комплекса Р. к. сложился обширный поселок из небольших одно- и 2-этажных каменных, а по большей части деревянных построек (ок. 50 зданий); по типу мон-ря вся территория была обнесена оградой, главные, зап., ворота назывались Святыми. Р. к. с самого начала формировалось как центр московского старообрядчества. Домашние моленные в состоятельных купеческих домах существовали ранее, сохранялись они и позже, однако Р. к. всегда осознавалось как средоточие духовной, культурной и социальной жизни сторонников древнего благочестия. Этим объясняется богатство иконного убранства храмов, в основных чертах сложившегося не позднее 1-й четв. XIX в.

В Отечественную войну 1812 г. мн. прихожане храмов Р. к., как и др. москвичи, оставили столицу. П. И. Власов со ссылкой на устный рассказ, зафиксированный в принадлежавшем ему рукописном сборнике 60-х гг. XIX в., утверждал, что один из франц. отрядов разместился непосредственно в зданиях кладбища: командующий квартировал в доме свящ. Иоанна Ефимовича, а конница стояла в Покровском храме (Власов П. [И.] Пребывание войск Наполеона на Рогожском кладбище // Церковь. 1911. № 34. С. 822). Благодаря свящ. Иоанну Матвеевичу Ястребову, сумевшему спрятать святыни Р. к., старообрядческая обитель не была разграблена в 1812 г. Патриотические позиции московского старообрядчества наглядно демонстрирует офиц. «Список купцов-жертвователей на нужды войны 1812 г., награжденных бронзовой медалью Дома Московского градского общества», в к-ром значатся 325 чел., вносивших пожертвования как деньгами (от 78 тыс. до 800 р.), так и вещами (на сумму от 20 тыс. до 80 р.) (опубл.: Сторожев В. Н. Война и московское купечество: Ист. этюд. М., 1914. С. 83-98). Анализ данного списка позволил установить, что 46 персоналий (14%), без сомнения, являются старообрядцами, гл. обр. это прихожане храмов Р. к., на нужды войны 1812 г. они пожертвовали 212 тыс. р. деньгами (12,6% от общей суммы) и вещей на 7 тыс. р. (16,5% от общего количества). Среди сделавших денежные пожертвования - представители известных старообрядческих фамилий, в основном прихожане храмов Р. к.: первостатейный купец Н. Л. Стариков (40 тыс. р.), купцы 1-й гильдии А. Т. Карташёв (25 тыс. р.), Г. Ф. Дубровин (15 тыс. р.), Е. С. Васильев с братьями (15 тыс. р.), В. П. Шестов с братьями (15 тыс. р.), Т. Д. Шевалдышев (5 тыс. р.), П. Д. Шелапутин (5 тыс. р.), купцы 2-й гильдии Ф. А. Боков (2 тыс. р.), Д. И. Мотылёв (2 тыс. р.), А. Л. Рахманов (10 тыс. р.), Е. В. Солдатёнков (20 тыс. р.) (см. в ст. Солдатёнковы) и др. (С событиями 1812 г. тесным образом связан представитель известной старообрядческой семьи П. Д. Шелапутин (1777-1828), московский 1-й гильдии купец Семёновской слободы. Указом имп. Александра I Павловича 17 июля 1812 он получил звание коммерции советника «за усердие, оказанное через пожертвование на пользу государственную значущих сумм». До нашествия неприятеля он исполнял должность московского городового старосты и по возвращении из эвакуации 31 окт. 1812 был назначен исполнять должность городского головы, руководил хозяйством Москвы до весны 1813. В нояб. 1825 он был причислен к дворянскому сословию. Шелапутин похоронен на Р. к., его род внесен в синодик храмов Р. к. Портрет Шелапутина, на к-ром он изображен в мундире московского ополчения с медалью за пожертвования в 1812 и орденом св. Анны 3-й степени, и его жалованная грамота на дворянство входили в число реликвий Музея 1812 г.)

После 1812 г. Рогожский центр переживал подъем. Экономические условия способствовали развитию фабричного и кустарного производства, что привело к переселению в столицу крестьян из подмосковных деревень, в основном старообрядцев. В 30-х гг. XIX в. финансовой опорой Рогожского центра стало гуслицкое землячество (см. Гуслица), состоявшее из бывш. крестьян, перешедших в купеческое сословие: Т. Е. Солдатёнкова, Н. Осипова, А. А. Досужева, В. Е. Соколова, А. И. Гречухина, Ф. И. Симонова, И. Н. Царского, Аллилуевых, Рахмановых, Кулаковых. Представители этих фамилий, как и ряда других (Морозовы, Бутиковы, Кузнецовы, Рябушинские), поддерживали Рогожскую общину вплоть до 1917 г. Экономическое благосостояние московских купцов-старообрядцев, присущие этой среде традиции благотворительности и церковного строительства способствовали быстрому становлению Р. к. как общероссийского центра. Число прихожан постоянно росло: в нач. XIX в. их насчитывалось 20 тыс. чел., в 1822 г.- 35 тыс., в 1825 г.- до 68 тыс. чел. Храмы Р. к. посещали не только москвичи и жители Московской губ., но и старообрядцы из др. городов России. О масштабах церковной жизни на Р. к. свидетельствует тот факт, что в сер. XIX в. в Рождественской ц. хранилось 20 пар бронзовых венцов и 46 купелей.

В 1-й пол. XIX в. на Р. к. находились жен. мон-ри. В 1845 г. было 5 обителей: инокини Пульхерии (в миру Пелагея Анисимовна Шелюкова) с 6 монахинями и 40 послушницами, инокини Александры с 28 монахинями и послушницами, инокини Деворы (в миру Дарья Федотова) с 38 послушницами, инокини Маргариты (в миру Мария Иванова) с 4 монахинями и 38 послушницами и инокини Мелании с 10 послушницами. Матушки пользовались большим авторитетом у московских и подмосковных старообрядцев.

Как крупнейший центр старообрядчества Р. к. во 2-й четв. XIX в. стало объектом репрессивной политики гос-ва: в 1826 г. последовал запрет на строительство и ремонт церковных зданий и на колокольный звон, в 1827 г.- на прием новых священников, в 1833 г.- на передачу имущества по завещаниям. В 1835 г. Р. к. было преобразовано в Рогожский богаделенный дом, ответственность за его деятельность возлагалась на избранного из старообрядческой среды попечителя (попечителей), а особый контроль - на смотрителя (чиновника, назначавшегося Мин-вом внутренних дел); деятельность старообрядческого центра была ограничена исключительно содержанием богаделен.

В 1832 г. в здании конторы на Р. к. состоялся собор, принявший решение о поисках архиерея, готового присоединиться к старообрядчеству и восстановить в нем 3-чинную иерархию. В работе собора участвовали старообрядцы со всей России, настоятели и игумены старообрядческих мон-рей с Ветки, Керженца, из Иргизских монастырей, Стародубья, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Казани, Ржева, Торжка, Твери, Тулы, Боровска и др. мест; среди участников были 40 казаков с Дона и Урала. Из московских представителей участвовали только попечители Рогожской общины и священники во главе с Иоанном Ястребовым. Совместными усилиями московских и петербургских старообрядцев на поиски архиерея были снаряжены инок Алимпий (Милорадович) и Павел (Великодворский). В результате их экспедиции 28 (или 29) окт. 1846 г. в Белокриницком мон-ре (см. Белая Криница) состоялось присоединение к старообрядчеству находившегося на покое Босно-Сараевского митр. Амвросия (Паппа-Георгополи). Белокриницкая иерархия сразу была принята общиной Р. к. благодаря позиции старейшего свящ. Иоанна Ястребова (1-я архиерейская литургия на Р. к. тайно отслужена 19 июня 1850 еп. Софронием (Жировым)). После создания в 1853 г. Владимирско-Московской кафедры (1-й архиепископ - Антоний (Шутов)) Рогожская община стала фактически центром епархии.

Храм в честь Рождества Христова. 1804–1807 гг. Архит. И. Д. Жуков. Фотография. 2020 г. Фото. П. С. Никитин
Храм в честь Рождества Христова. 1804–1807 гг. Архит. И. Д. Жуков. Фотография. 2020 г. Фото. П. С. Никитин

Храм в честь Рождества Христова. 1804–1807 гг. Архит. И. Д. Жуков. Фотография. 2020 г. Фото. П. С. Никитин

Самым драматическим последствием политики гос-ва «по искоренению раскола» стало опечатание алтарей в Покровском и Рождественском храмах Р. к. (Никольский храм в 1854 был передан единоверческой общине). Архивные документы во всех подробностях раскрывают обстоятельства этого дела - от ложного доноса иером. Парфения (Агеева) от 30 янв. 1856 г., получившего поддержку Московского митр. св. Филарета (Дроздова), до Высочайшего волеизъявления и наложения 7 июля 1856 г. печатей на алтари рогожских храмов (см.: Юхименко. 2012. С. 60-76). Нек-рое смягчение гос. политики (принятие «Правил о метрической записи браков, рождений и смерти раскольников», утвержденных императором 19 апр. 1874, Мнения Гос. совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», Высочайше утвержденного 3 мая 1883) улучшило положение старообрядцев, но неоднократные просьбы о распечатании алтарей на Р. к. оставались без ответа. Несмотря на притеснения, старообрядцы Р. к. занимали верноподданническую позицию: в 1876 г., во время сербско-тур. войны, устроили в г. Смедерево (Сербия) лазарет для серб. воинов, совершали молебны о победе во время русско-японской и первой мировой войн, участвовали в делах благотворительности, оборудовали и содержали лазареты.

Законодательство Российской империи в отношении старообрядчества во 2-й пол. XIX - нач. XX в. оказывало существенное влияние на внутреннюю жизнь Рогожской общины. Поскольку старообрядческое духовенство не признавалось духовным сословием, а Белокриницкая иерархия считалась нелегитимной, то представлять интересы Рогожского центра, точнее Рогожского богаделенного дома, за его стенами могли только выборные от прихожан, они же отвечали перед властями за исполнение распоряжений правительства во внутренней жизни. В этих особых обстоятельствах роль мирян в церковной жизни Рогожского центра была значительной, в какие-то периоды даже определяющей. С др. стороны, в исключительной вовлеченности прихожан в церковные дела нашло отражение соборное начало старообрядческой церкви.

В 1869 г. изменились структура управления и порядок выбора попечителей Рогожского богаделенного дома. 15 окт. 1869 г. министром внутренних дел А. Е. Тимашевым была утверждена новая инструкция по выборам попечителей Рогожского богаделенного дома (действовала до 1906). Согласно этому документу, из числа прихожан, постоянно живших в Москве и имевших здесь недвижимую собственность, выбирались 30 выборных (лицо, получившее наибольшее число голосов, именовалось старшиной выборных), они из своего числа или из числа всех московских старообрядцев - прихожан Р. к., «более известных пожертвованиями своими в пользу богаделенного дома», выбирали 2 попечителей «для заведования хозяйственной частью Рогожского богаделенного дома» сроком на 3 года. Выборы проходили в здании Рогожского богаделенного дома в присутствии члена местной полиции, с ведома московского обер-полицмейстера и разрешения генерал-губернатора, которому затем направлялось доношение о лицах, избранных в попечители. В 1897 г. было учреждено особое жен. попечительство. Рогожский богаделенный дом существовал на благотворительные пожертвования, из этого источника составился неприкосновенный капитал, из него же формировался и оборотный капитал.

Деятельными попечителями Р. к. были московские 1-й гильдии купцы Д. О. Милованов и П. К. Мельников, дважды занимавшие этот пост: с дек. 1872 по янв. 1876 г. и с февр. 1882 по февр. 1885 г. Эти годы совпали с периодами активизации старообрядческой жизни, вызванными появившимися надеждами на улучшение положения старообрядцев в Российской империи. Миловановым и Мельниковым в 1873-1874 гг. были проведены большие ремонтные работы и работы по реставрации икон Покровского храма. В 1887 г. крупномасштабные реставрационные работы проводились в Рождественском храме. В 1897-1899 гг. прошла еще одна реставрация интерьеров и церковного убранства летнего храма, к ней были привлечены известные иконописцы М. И. Дикарёв, Г. О. Чириков, Я. В. Тюлин.

Согласно инструкциям 1836 и 1869 гг., главной заботой попечителей было содержание Рогожского богаделенного дома, который во 2-й пол. XIX в. оставался одним из самых крупных в Москве. В 1872 г. здесь жили 558 чел. (83 мужчины и 475 женщин) (РГБ. Ф. 246. Карт. 3. Ед. хр. 3. Л. 79), в 1897 г.- 910 чел. (190 мужчин и 720 женщин) (Там же. Карт. 9. Ед. хр. 1. Л. 3). В это время Рогожскому богаделенному дому принадлежало 47 жилых и 11 нежилых зданий, из них 4 двухэтажных каменных (палаты Новая, Козина, Певчая, Холерная), 2-этажное деревянное на каменном фундаменте (Константиновская палата), остальные одноэтажные деревянные (Там же. Карт. 3. Ед. хр. 3. Л. 68). Большую часть этих зданий занимали жители богадельни, они размещались как в 2-этажных палатах, так и в отдельно стоящих домах («келиях»).

Съезд выборных 22 нояб. 1883 г. принял «Устав, или Временные правила для церковного причта старообрядческого Рогожского кладбища», ранее, в сент. 1883 г., одобренный Освященным собором епископов. Согласно уставу, при храмах Р. к. полагалось иметь 3 священников и 2 диаконов. Для проживания священнослужителей на кладбище в 1885 г. было построено 2-этажное каменное здание («дом причта»). Устав 1883 г. с дополнением 1891 г. оставался главным регламентирующим документом до 1917 г. В 1906 г. А. И. Морозов, помощник старшины выборных, выступил с предложением об увеличении штата (6 священников и 4 диакона), но собрание выборных 8 марта 1906 г. постановило: «...священников прибавить не более двух, а штат диаконов оставить прежний, т. е. три» (Там же. Карт. 17. Ед. хр. 12. Л. 2). Только 23 апр. 1912 г. в связи с поступившей просьбой духовенства Р. к. об увеличении содержания совет Московской старообрядческой общины Р. к. (МСОРК) признал необходимым «пересмотреть... старый устав, регулирующий взаимоотношения между советом и причтом, утвержденный собранием выборных 30 лет назад и ныне устаревший» (Там же. Ед. хр. 15. Л. 58). На совете 6 сент. 1912 г. была создана комиссия для пересмотра устава, выработанный ею проект нового документа был представлен на заседании совета МСОРК 17 марта 1917 г., совет принял этот документ 28 сент. Новый «Устав церковного причта святых храмов» МСОРК вводил штат из 5 священников, 4 диаконов, 6 стихарных, 40 взрослых певцов и 6 мальчиков, 8 пономарей (Там же. Карт. 18. Ед. хр. 5. Л. 114-118 об.). Сохранялись принцип понедельного очередного служения, бесплатного обеспечения жильем, отоплением и хлебом, общность доходов причта и распределение доходов по «осминам».

Рогожская община занимала ведущее положение среди старообрядцев-поповцев, ее позиция определяла окончательное решение возникавших проблем. Рогожане инициировали поиски архиерея и учреждение Белокриницкой иерархии, в дальнейшем они способствовали ее признанию среди российских старообрядцев. Община поддержала основные положения «Окружного послания» 1862 г., изданного от имени московского Духовного совета. Преодолению разделения на окружников и неокружников (тех, кто приняли и не приняли «Окружное послание») был посвящен московский мирный собор, прошедший на Р. к. в 1906 г.

Велико было влияние Рогожской общины на дела Московской архиепископии. С принятием Белокриницкой иерархии Рогожский центр стал главенствующим для старообрядцев, принявших эту иерархию, во всей России. Здесь проходили Освященные соборы епископов, выборы и поставления первоиерархов, их погребения. На Р. к. упокоился архиеп. Антоний (Шутов), скончавшийся 8 нояб. 1881 г. Его захоронение положило начало «Архиерейским могилам», где позднее были погребены старообрядческие Московские архиепископы, а также «суздальский страдалец» Новозыбковский еп. Конон (Смирнов (Дураков)). 4 марта 1882 г. Освященный собор избрал на Московскую кафедру еп. Саватия (Лёвшина) и представил свой выбор на «рассмотрение и согласие» общин; решающей была поддержка рогожских попечителей, к-рые определили место возведения в сан архиепископа новоизбранного предстоятеля. В дальнейшем выборные Рогожской общины считали себя ответственными за деятельность архиепископии. На заседании выборных 24 июля 1892 г. для «улучшения церковного управления» была избрана комиссия из авторитетнейших рогожан, к-рая выработала, а собрание выборных общины утвердило «Устав, или Временные правила причта для богослужения при помещении г. архиепископа Саватия». Архив Духовного совета по постановлению собрания выборных от 13 дек. 1892 г. находился в ведении рогожских попечителей и хранился в конторе Р. к. Когда 11 авг. 1897 г. архиеп. Саватий был вынужден дать в полиции подписку впредь не именовать себя архиепископом, решение этого сложного церковного вопроса было вынесено на съезд выборных Рогожской общины, 30 нояб. 1897 г. съезд постановил передать его на рассмотрение собора и Духовного совета. Архиеп. Саватий, как сложивший с себя сан, был отправлен на покой. Рогожская община в 1898 г. активно поддержала кандидатуру на архиепископскую кафедру Донского еп. Иоанна (Картушина). На содержание нового архиепископа, как и предыдущего, из доходов Рогожского богаделенного дома выделялось ок. 5,5 тыс. р. ежегодно.

Рогожская община финансово помогала Белокриницкой митрополии. На рубеже 70-х и 80-х гг. XIX в. по решению выборных туда ежегодно посылалось по 2,4 тыс. р.; помимо частных постоянно делались и общинные пожертвования в белокриницкие мон-ри, в частности в Славские мужской и женский и Белокриницкий женский. В 90-х гг. XIX в. община Р. к. выделяла крупные суммы на поддержку деятельности московского Духовного совета. На основании решения совета и по прошению архиеп. Саватия попечители осуществляли ежегодные выплаты: на оказание вспомоществования заграничным иерархам, включая Белокриницкого митр. Афанасия (Макурова),- 2,4 тыс. р., заграничным монастырям (Белокриницким мужскому и женскому, Мануиловским мужскому и женскому, Тисскому мужскому, Славским мужскому и женскому) - 4350 р., 11 российским мон-рям и скитам и отдельным священникам - 5,5 тыс. р. (Там же. Карт. 7. Ед. хр. 5. Л. 17-17 об., 20-20 об., 30-30 об., 48-49).

Усыпальница Морозовых на Рогожском кладбище. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин
Усыпальница Морозовых на Рогожском кладбище. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин

Усыпальница Морозовых на Рогожском кладбище. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин

Особый статус Рогожскому центру придавал его некрополь, в первую очередь «Архиерейские могилы». Еще в 20-х гг. XX в. на Р. к. сохранялся памятник над общей могилой жертв чумной эпидемии 1771 г. (возобновлен на др. месте в 2017), на одной из граней обелиска была памятная надпись: «Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279 (1771), вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ: единого у Донского монастыря, а другого - за Тверскими воротами»; существовала отдельная могила «первого чумного в Москве» - Матвея Васильевича Сумнина, умершего 11 сент. 1771 г. На Р. к. хоронили старообрядцев, преимущественно поповцев (отдельный участок был отведен для захоронения филипповцев с Братского двора), со всей Москвы. По характеру захоронения, оформлению участков и форме надгробий Рогожский погост очень похож на своего ровесника - Преображенское кладбище беспоповцев. Традиционным был родовой или семейный принцип погребения. На Р. к. нашли упокоение представители всех известных старообрядческих родов: Банкетовых, Баулиных, Бутиковых, Винокуровых, Досужевых, Кузнецовых, Миловановых, Мельниковых, Морозовых, Мусориных, Назаровых, Пуговкиных, Рахмановых, Рябушинских, Свешниковых, Солдатёнковых, Соловьёвых, Трегубовых, Царских, Шелапутиных.

В нач. XX в. Рогожская община была самой крупной и влиятельной старообрядческой орг-цией в России. Однако почти полстолетия община были лишена возможности совершать литургию в храмах, к-рым по размерам и богатству не было равных среди построенных старообрядцами. Прошения о распечатании алтарей, неоднократно подававшиеся властям всю 2-ю пол. XIX в., возобновлялись во время коронационных торжеств в 1896 г., а также в 1903 г. Долгожданное событие совершилось 16 апр. 1905 г., накануне издания имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905). Высочайшая телеграмма с повелением «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы» была зачитана генерал-адъютантом кн. Д. Б. Голицыным с амвона Покровского храма в Страстную субботу 16 апр. После этого были распечатаны алтари в Рождественском храме. Свои впечатления от увиденного описал очевидец событий В. А. Гиляровский в очерке «Распечатание алтарей Рогожского кладбища» (опубл. в газ. «Русское слово»). Вид распечатанных алтарей был зафиксирован старообрядческим фотографом Н. Д. Зениным, выпустившим в 1905 г. набор из 12 фототипий «Старообрядческое Рогожское кладбище в Москве в первые дни после 17 апреля 1905 г.». В память о распечатании алтарей на Р. к. была построена колокольня (1908-1913, архитекторы Ф. Ф. Горностаев и З. И. Иванов), 18 авг. 1913 г. состоялось освящение храма Воскресения Христова в нижнем ярусе колокольни. Был установлен крестный ход вокруг храмов Р. к., до революции он совершался в ближайшее воскресенье после 16 апр., позже его перенесли на 2-е воскресенье после Пасхи, на день св. жен-мироносиц. Первое архиерейское служение состоялось 22 окт. 1905 г.

25 янв. 1907 г. МСОРК была зарегистрирована Московским губ. правлением. В кон. 1905 г. выборные Рогожского богаделенного дома обратились с докладной запиской к московскому генерал-губ. Ф. В. Дубасову с прошением об увеличении числа выборных до 40 чел. Собрание нового, уже расширенного состава выборных под председательством старшины М. С. Кузнецова 20 февр. 1906 г. постановило произвести выборы 3 попечителей и к ним 3 кандидатов. Руководящим органом общины стал совет из 40 прихожан, действия к-рого определялись «Инструкцией» совету МСОРК. Непосредственное руководство делами общины возлагалось на выбранных на 3 года из числа членов совета, председателя совета, 2 его заместителей (товарищей), казначея, старосту храмов общины и блюстителя всех благотворительных учреждений; за последними сохранилось название попечителей. Работу Рогожской общины в 1908-1917 гг. возглавляли видные деятели не только старообрядчества, но и российского делового мира: председатели совета МСОРК М. С. Кузнецов (1908-1911), И. А. Пуговкин (1911-1916), С. М. Кузнецов (1916-1918, в 1913-1916 товарищ председателя); товарищи председателя П. П. Рябушинский (1908-1918), А. И. Морозов (1908-1910); попечители С. П. Рябушинский (1908-1910), Г. М. Кузнецов (1910-1913), Н. М. Кузнецов (1913-1916). Об успешности их работы свидетельствуют цифры: на 1 янв. 1915 г. капитал общины, несмотря на все многообразие направлений деятельности и трат, составил 2 487 881 р. 21 и 1/4 к.

В нач. XX в. Р. к. стало признанным старообрядческим центром общероссийского масштаба. В 1906-1917 гг. в храме Рождества Христова проходили Освященные соборы епископов (ст. «Расход по собору епископов» входила в ежегодную отчетность Рогожской общины). В 1910 г. на Р. к. переместилась старообрядческая архиепископия, здесь в специально выстроенном помещении при лечебнице им. С. И. Морозова находилась квартира архиеп. Иоанна (Картушина), к-рую в авг. 1914 г. он уступил лазарету. В 1912 г. переехал на жительство на Р. к. еп. Александр (Богатенков), 26 июня 1912 г. совет МСОРК постановил «принять [его] содержание (за исключением канцелярских расходов) за счет общины» (Там же. Карт. 17. Ед. хр. 15. Л. 12). Изменился и статус рогожских храмов: по сути они стали храмами кафедральными, хотя в документах это не нашло четкого отражения. Обращает на себя внимание то, что подлинник «Внутреннего распорядка в храмах Рогожского кладбища», датируемый 6 июня 1913 г., был подписан архиеп. Московским Иоанном и заверен его печатью (Там же. Карт. 6. Ед. хр. 6. Л. 39-39 об.).

После издания указа 1905 г. старообрядцы Белокриницкого согласия неоднократно высказывали желание учредить Московскую митрополию, что зафиксировали соборные постановления от 26 сент. 1906 г., 25 июня 1907 г., 25 авг. 1915 г. Такое предложение, основанное на определении Освященного собора епископов от 25 авг. 1915 г. об учреждении в Москве митрополии и о возведении Московского архиеп. Мелетия (Картушина) в сан митрополита, Рязанский и Егорьевский еп. Александр (Богатенков) вынес 26 июля 1916 г. на обсуждение совета МСОРК. Однако совет постановил «просить собор епископов ввиду военного времени и нахождения Белокриницкой митрополии во владении Русского государства отложить возведение архиепископа Мелетия в сан митрополита до более благоприятного времени» (Там же. Карт. 18. Ед. хр. 4. Л. 60-60 об.).

С провозглашением в Российской империи свободы вероисповедания у старообрядческих общин, в т. ч. у Рогожской, открылись новые направления деятельности. Рогожские старообрядцы активно участвовали во всех общестарообрядческих делах: в совещаниях 1906 г. в Мин-ве внутренних дел, совещаниях 1907 г. по поводу внесения в Гос. думу законопроекта о старообрядцах. В Московскую городскую думу были избраны прихожане Р. к.- П. С. Расторгуев, И. А. Пуговкин и Г. К. Рахманов. При Рогожском центре открылись начальное уч-ще и школа пения, 6-классный богословско-учительский Старообрядческий ин-т (1912), «Старообрядческая Рогожского кладбища типография» (1910), Об-во хоругвеносцев при храмах Р. к. (1906), стали совершаться крестные ходы, работала Комиссия по сохранению древностей и редкостей храмов общины Р. к. (1911-1917). К 1917 г. Рогожская община подошла на подъеме церковной, общественной и культурной жизни.

В нач. XX в. рогожские старообрядцы, как и все российское общество, развернули активную благотворительную деятельность. Они сразу же откликнулись на начало русско-япон. войны. 8 февр. 1904 г. в Рождественском храме прошло «молебствие о даровании победы на врага государю императору и его христолюбивому воинству», проведен тарелочный сбор «в пользу раненых и больных русских воинов на Дальнем Востоке»; собранные 2132 р. 84 к. передали в распоряжение вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны (Там же. Карт. 9. Ед. хр. 8. Л. 26). Старшина выборных Ф. С. Рахманов обратился к рогожским старообрядцам с воззванием, к-рое было отпечатано литографским способом и получило широкое распространение. При Рогожском богаделенном доме оборудовали лазарет для рус. воинов; на его отделку, обеспечение медикаментами и оплату работы доктора по подписным листам было собрано 7100 р. Добровольные пожертвования «на помощь раненым русским воинам и на усиление русского флота» составили 31 798 р. 25 к. (Там же. Л. 23). Во время первой мировой войны в храмах Р. к. и даже на площади перед ними совершались молебны «о победе на враги» и крестные ходы (1-й крестный ход состоялся уже 24 июля 1914). 8 июля 1915 г. к Р. к. пришел крестный ход из всех 16 старообрядческих храмов Москвы и на площади перед храмом Воскресения Христова было совершено молебствие «о ниспослании его императорскому величеству, христолюбивому русскому воинству и союзным войскам победы над врагом». 28 авг. 1915 г., во время работы Освященного собора (25 авг.- 2 сент. 1915), по окончании литургии в Покровском храме был отслужен «соборне с крестным ходом на площади пред храмом Воскресения Христова Господу Богу молебен о победе на супостатов», от имени собора посланы телеграммы имп. св. Николаю II Александровичу и главнокомандующему войсками Кавказского фронта (незадолго до этого смещенному с поста верховного главнокомандующего) вел. кн. Николаю Николаевичу (младшему). При МСОРК был устроен лазарет для рус. воинов (под него отданы залы общих собраний при гостинице). Средства на оборудование и содержание лазарета собирались по подписным листам. С 26 авг. 1914 г. по 1 янв. 1915 г. лазарет принял 279 раненых.

После 1917 г. этот центр разделил судьбу всех религ. орг-ций: в 1918 г. была национализирована б-ка, включая рукописное собрание, в 1923 г.- архив, часть памятников и предметов церковного обихода передана в Музейный фонд, в 1928 г. с колокольни сняты колокола, в 1929 г. закрыт Рождественский храм. Несмотря на внешние трудности, церковная жизнь продолжалась. В 20-х гг. XX в. храмы Р. к. оставались духовным центром для московских старообрядцев-поповцев, по мере закрытия др. храмов их консолидирующая роль возрастала. Со смертью в 1934 г. архиеп. Мелетия (Картушина) и в результате репрессий против епископов старообрядческая церковь осталась без руководства. Отношение властей изменилось в 40-х гг.: в 1941 г. разрешили восстановить в Москве старообрядческую архиепископию, из ссылки были возвращены архиеп. Иринарх (Парфёнов; 1940-1952) и еп. Геронтий (Лакомкин), в 1944 г. разрешили издание старообрядческого календаря на 1945 г., в 1945-1948 гг. состоялись 3 епископские хиротонии, на Пасху 1946 г. прошел крестный ход, в 1949 г. архиепископии возвратили одно из зданий Рогожского поселка.

24 июля 1988 г. в ходе празднования 1000-летия Крещения Руси состоялось возведение архиеп. Московского и всея Руси Алимпия (Гусева) в сан митрополита. С первосвятительством митр. Андриана (Четвергова; 2004-2005) связаны новые масштабы деятельности РПСЦ и новый этап в развитии Р. к. В 2004 г. было возрождено Московское старообрядческое ДУ (действовало в 1994-1999, до 1996 в Суздале), создан информационно-издательский отдел. При поддержке правительства Москвы прошло торжественное празднование 100-летия распечатания алтарей храмов Р. к., церкви были переданы 2 храма на территории Рогожского комплекса, получено финансирование на проведение масштабных работ по восстановлению духовно-адм. центра в Рогожской слободе. Эта деятельность была продолжена митр. Московским и всея Руси Корнилием (Титовым; с 18 окт. 2005). 31 мая 2017 г. состоялся визит на Р. к. Президента РФ В. В. Путина (1-е посещение руководителем Российского гос-ва старообрядческого центра).

На протяжении всей истории Р. к. являлось сокровищницей памятников древнерус. искусства и книжности. Интерьеры храмов включали как иконы, созданные на рубеже XVIII и XIX вв. старообрядческими иконописцами, так и древние образа (XIV-XVII вв.). В ризнице сохранилось большое число комплектов облачений, выполненных из тканей кон. XVIII - нач. XX в. Ознакомление с этим ценнейшим собранием (такую возможность в сер. XIX в. получили историки искусства И. М. Снегирёв и Д. А. Ровинский) способствовало открытию и изучению рус. средневек. живописи и помогло формированию научных представлений о ней, выделению эпох и школ. Памятники из частных старообрядческих собраний, в т. ч. старообрядцев белокриницкого согласия К. Т. Солдатёнкова, С. П. Рябушинского, Г. К. и И. К. Рахмановых, И. П. Носова, а также иконы из храмов Рогожского и Преображенского кладбищ были включены в фундаментальное издание И. Э. Грабаря «История русского искусства» 1910-1913 гг.

На Р. к. была собрана богатейшая б-ка. Книжное собрание при храмах Р. к. начало складываться одновременно с их устроением и формировалось с учетом тех целей, которые стояли перед Р. к. в деле сохранения, укрепления и распространения «древнего благочестия». До сер. XIX в. собрание носило преимущественно церковный характер, что подтверждает 1-я известная опись б-ки, составленная в 1854 г.; в ней числилось 513 рукописных и печатных книг (Там же. Карт. 153. Ед. хр. 1. Л. 1-31 об.). Преобладали богослужебные книги, святоотеческие сочинения и памятники церковного права; агиографическая лит-ра была представлена Четьими-Минеями и патериками, имелось неск. антистарообрядческих произведений; лит-ра старообрядческая, по всей видимости, почти отсутствовала. Новый этап в истории книжного собрания начался в 80-х гг. XIX в., когда Р. к. получило возможность упрочить свое значение центра белокриницкого согласия. Благодаря новым богатым книжным пожертвованиям и целенаправленным покупкам книжный фонд за 10 лет вырос почти в 2 раза и стал более разнообразным по содержанию: значительно пополнились церковно-исторический, полемический, лит. разделы. Б-ка превратилась в крупнейшее старообрядческое собрание, в полной мере отвечавшее высокому авторитету Р. к. и насущным потребностям времени, связанным с необходимостью исторических разысканий, духовного образования и ведения квалифицированной полемики (в т. ч. внутристарообрядческой). К нач. 90-х гг. XIX в. б-ка насчитывала более 2 тыс. единиц хранения (в наст. время в РГБ: в Отделе редких книг и в Отделе рукописей (Ф. 247, 934 ед. хр.)). Фундаментальный каталог собрания 1890 г., выполненный библиотекарем диак. Иоанном Васильевичем Власовым (с 1902 священник), включал описания 448 рукописей, 664 книг церковной печати, 20 печатных книг на греч. языке и 564 книги гражданской печати; «особый каталожец» (дополнительный) рукописей и печатных книг насчитывал еще 72 единицы. На рубеже XIX и XX вв. рогожское собрание продолжало активно пополняться (к 1917 оно вновь возросло в 2 раза). К наст. времени на основе б-к еп. Геронтия (Лакомкина), прот. В. Ф. Королёва и архиеп. Флавиана (Слесарева) составилось Новое рогожское собрание.

С сер. 2000-х гг. в Рогожском духовном центре осуществляется большая издательская программа: изданы труды еп. Арсения (Швецова), архиеп. Иоанна (Картушина), еп. Михаила (Семёнова), вышло 7 выпусков альманаха «Во время оно…», к 100-летию распечатания алтарей подготовлен альбом «Древности и духовные святыни старообрядчества» (М., 2005). Развернута активная музейно-выставочная деятельность: в храме Рождества Христова экспонировались крупные выставки - «Москва старообрядческая: Отечественная война 1812 года» (2012-2017), «Сила духа и верность традиции» (2017-2020); в 2013 г. экспозицией «Русская икона XVI-XX вв.» был открыт Церковно-исторический музей при Митрополии РПСЦ.

Арх.: РГБ. Ф. 246, 247; Архив Митрополии РПСЦ; РГАДА. Ф. 1475; ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 109. Д. 68.
Ист.: Шамборант А. В., де. Распечатание алтарей в храмах старообр. Рогожского кладбища 16 апр. 1905 г. М., [1906]; «Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и док-тах. М., 2005-2015. 7 вып.; Мариничева (Оленева) Г. А. История Рогожского поселка - центра старообрядчества: (Восп.) / Сост.: Б. А. Оленев, А. Л. Оленев. М., 2007.
Лит.: Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины // Он же. ПСС. М., 19092. Т. 7; Макаров В. Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. М., 1911, 19942; Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2: (1917-1947). С. 37-49 (раздел написан Ю. Д. Рыковым); Горячева Т. Д. Мат-лы по истории моск. Рогожской старообряд. общины: (Обзор фонда 246 ОР РГБ) // Мир старообрядчества. М., 1995. Вып. 2: Москва старообрядческая. С. 41-58; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Отв. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2005; Русакомский И. К.. Храм Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище // Церковь. М., 2005. Вып. 7. С. 22-27; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 2005, 20122; она же. План Рогожского некрополя и список захоронений 1885-1886 гг. // Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 701-746; она же. Московские старообрядцы в 1812 г.: Мифы и факты // Эпоха 1812 г. в судьбах России и Европы: Мат-лы междунар. науч. конф. М., 2013. С. 320-329; она же. Старообрядчество: История и культура. М., 2016. С. 132-196, 467-475, 545-549; 546 дней старообрядчества в XXI в.: Андриан, митр. Московский и всея Руси: Вехи архипастырского пути. М., 2006; Агеева Е. А. Династия Богатенко в культурно-обществ. жизни Москвы 1-й трети XX в. // Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 275-326; Волков В. В. Рогожское книгохранилище и старообряд. книжники XX в. // Там же. С. 450-467; Церковно-ист. музей при Митрополии РПСЦ: Путев. Исслед. и мат-лы / Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2015.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Белокриницкая иерархия, условное наименование Русской православной старообрядческой Церкви Рогожское кладбище, исторический центр старообрядцев-поповцев, с 1846 г.- старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, местонахождение митрополии Русской православной старообрядческой церкви
См.также:
АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии
АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических "бесед" и посланий против федосеевцев